Не звоните, а пишите


Декан факультета психологии НГПУ Ольга Олеговна Андронникова
20 августа 2025

Каждый пятый житель России испытывает стресс, раздражение или тревогу при получении незапланированных звонков – об этом говорят результаты исследования, проведенного аналитиками сервиса «МТС Секретарь». Как отмечает декан факультета психологии НГПУ Ольга Олеговна Андронникова, это закономерная реакция на изменения в социуме.

В исследовании приняли участие 1500 человек в возрасте 18–55 лет, проживающие в городах с населением более 500 тысяч человек. Как выяснилось, главным триггером является неизвестность цели звонка, люди воспринимают неожиданный звонок как вторжение в личное пространство, нарушение границ и эмоционального комфорта. При этом аналитики выяснили, что негативные эмоции при незапланированных звонках чаще испытывают женщины.

Как отмечает декан факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, профессор Ольга Олеговна Андронникова, страх перед телефонными звонками – это закономерная и, что важно, адаптивная реакция человека на изменившуюся социальную среду, в которой в принципе наблюдается рост негативных реакций – стресса, раздражения.

– Во-первых, в условиях постоянного цейтнота неожиданные телефонные звонки расцениваются как посягательство на личную автономию и время. Мы живем в эпоху многозадачности, когда наш мозг постоянно обрабатывает большое количество информации. Внезапный телефонный звонок усиливает когнитивную нагрузку, что мешает личной эффективности и продуктивности – безусловным трендам современного общества – и ведет к нежеланию или даже страху звонков. Во-вторых, сейчас в число наших задач входит необходимость фильтровать все коммуникации, особенно – входящие. Комфортно это делать в почте и мессенджерах, а звонок принуждает к непредсказуемому взаимодействию. Мозг человека всегда пытается предсказывать события, чтобы ощущать себя в безопасности, и в ситуации, когда мы не знаем цели звонка, активизируется миндалевидное тело, которое связано с центром страха, и начинается внутренний процесс сканирования возможных угроз. Почему мне звонят? Что случилось, зачем звонят, чего попросят? Это или плохие новости, или какие-то нежелательные просьбы, или спам, или вообще мошенничество! Особенно в контексте участившихся случаев мошенничества возникает серьезная когнитивная нагрузка на мозг человека, которая вызывает ярко выраженную стрессовую, стрАховую реакцию.

Также Ольга Андронникова отмечает, что в обществе произошла смена коммуникативных паттернов: люди адаптировались к цифровой среде и основополагающим становится тренд на фильтрацию и асинхронную коммуникацию – то есть общение, которое не требует немедленных ответов. На фоне этого телефонные звонки, в отличие от переписки в мессенджере, начинают восприниматься как устаревший вид общения.

В качестве объяснения, почему неожиданные звонки больше раздражают женщин, Ольга Олеговна предлагает следующее: во-первых, по статистике именно женщины чаще координируют и решают различные семейные задачи, и незапланированный звонок у них ассоциируется с дополнительными тревогами, обязательствами и проблемами. Во-вторых, женщины в принципе более тревожны и могут более остро реагировать на потенциальную опасность.

Юлия Паначук, Алина Кириенко

Новосибирский государственный педагогический университет